Обследование электродвигателей
В случае если на предприятии вводится в эксплуатацию новый электродвигатель, или же, наоборот, электродвигатель выработал определенный ресурс, который регламентирован изготовителем, он должен быть подвергнут комплексному обследованию, включающему все его конструктивные элементы как основные, так и вспомогательные, позволяющее определить техническое состояние, наличие возможных дефектов, степень их развития и опасность.
Комплексное обследование электродвигателя предусматривает собой комбинацию методов тестовой и функциональной диагностики, определяет порядок диагностических операций включающих, соответственно, испытания на работающей и на не вращающейся машине.
Объем тестовых испытаний (на остановленной машине) включает в себя:
- измерение сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя постоянному току;
- измерение сопротивления изоляции обмоток статора и ротора и изоляции подшипников;
- осмотр статора, ротора и возбудителя с помощью эндоскопа;
- высоковольтные испытания обмоток статора напряжением промышленной частоты с обязательным контролем частичных разрядов;
- проверка состояния и испытания стали сердечника статора.
Работы по функциональной диагностике, выполняемые на работающей машине:
- оценка состояния электродвигателя, основанная на анализе спектра вибрации электродвигателя при работе под нагрузкой не менее 70%;
- выявление состояния электродвигателя, путем измерения и анализа спектра тока (магнитного потока) электродвигателя прибором CSI 2140 и программным обеспечением MotorView;
- тепловизионный контроль электродвигателя с помощью тепловизоров BALTECH TR-0180 Zorro
Если с оборудованием для проведения тестовой диагностики все более или менее понятно, то к выбору оборудования для функционального обследования электродвигателей следует подойти особенно тщательно. От данного выбора будет зависеть возможность определения ряда дефектов, а следовательно и точность обследования электродвигателя.
Для виброакустическго обследования и контроля состояния электродвигателя, на основе анализа спектра тока (магнитного потока) компания «БАЛТЕХ», предлагает широкий спектр оборудования от простых виброметров до анализаторов машинного состояния. С помощью данного оборудования можно оценивать состояние электродвигателей по уровням вибрации на подшипниках, сопоставляя значения с предельными уровнями вибрации, указанными в нормативных документах на электродвигатель, ГОСТу 10816 или согласно табл. 31 приложения 3.1 ПТЭЭП. Виброанализаторы позволяют проводить обследование на основе анализа спектра работающего электродвигателя. Определять практически все виды возможных неисправностей - дебаланс ротора, ослабления креплений, износ и дефекты монтажа подшипников, неисправностей имеющих электромагнитную природу – дефектов короткозамкнутого ротора, распушение пакета стали ротора, эксцентриситет воздушного зазора, магнитное насыщение активного сердечника и т.д.
Кроме того, компания «БАЛТЕХ» предлагает своим пользователям ещё один инструмент для обследования электродвигателей - метод анализа спектра потребляемого электродвигателем тока. Преимущество данного способа в возможности контроля состояния электрических частей электродвигателей по электрическому параметру. Это делает диагностику проще и позволяет нормировать величину дефекта. Содержание этого способа заключается в исследовании спектральных гармоник потребляемого электродвигателем тока, для определения периодических изменений сигнала, соответствующих определенному виду повреждения электродвигателя. Компания «БАЛТЕХ» на основе программы MotorView и виброанализатора CSI 2140 предлагает отличный инструмент для обследования электродвигателей.
Объем термографического обследования электродвигателей определяется их конструктивным исполнением и мощностью. В первую очередь контролируется состояние: корпуса статора, коллектора, подшипников, выводной коробки и системы охлаждения. Области перегрева на корпусе статора говорят о наличии короткозамкнутых витков в обмотке или о дефектах системы охлаждения, засорении каналов вентиляции. Проверка коробки выводов дает информацию о состоянии контактных соединений. Температура нагрева подшипников электродвигателя указана в справочной литературе или в документации изготовителя не может превышать указанных значений, а для подшипников скольжения превышение рабочей температуры грозит немедленным разрушением и аварийным выходом электродвигателя из строя. Тепловизионное обследование электродвигателей осуществляется согласно РД 34.51.300-97 «Объемы и нормы испытаний электрооборудования» и РД 153-34.363-99 «Методика инфракрасной диагностики электрооборудования».
Мы предлагаем два варианта решения данной задачи для Заказчиков:
- Вы можете вызвать специалистов Отдела технического сервиса, позвонив в компанию «БАЛТЕХ»,
- Направить Ваших специалистов на наши учебные курсы ТОР-104 «Инфракрасная диагностика. Обследование электродвигателей, технически сложных объектов и ограждающих конструкций ОК».